Курганской областной Думой принят Закон Курганской области от 2 мая 2012 г. №22 «Об отдельных положениях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области», предусматривающий возможность приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с момента вступления в силу данного закона.
Действовавший ранее Закон Курганской области от 24 декабря 2003 г. №362 «Об отдельных положениях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области» предусматривал момент начала приватизации с 1 января 2052 года
В связи с этим, во исполнение поручения Курганской областной Думы, принимая во внимание актуальность и важность вопросов, регулируемых указанным Законом, ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области» были направлены запросы в 24 муниципальных района и 2 городских округа с просьбой выразить мнение о целесообразности внесения изменения в Закон Курганской области от 2 мая 2012 г. №22 «Об отдельных положениях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области» в части установления более позднего срока начала приватизации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Ответы поступили от 18 глав районов.
Анализируя поступившие в адрес Ассоциации сведения, можно сделать вывод, что мнения по вопросу безвозмездной передачи в собственность физическим и юридическим лицам разделились. С одной стороны, имеет место мнение, что процесс приватизации земель указанной категории неизбежно будет развиваться, поскольку для этого имеются предпосылки экономического характера (есть спрос на земли сельскохозяйственного назначения, потенциальные покупатели, возможность вовлечь в оборот неиспользуемые земельные участки). Такого мнения придерживается ряд глав районов. Они считают возможным оставить положения закона в существующем виде.
Однако, с другой стороны, большинство опрошенных руководителей районных администраций выразило обеспокоенность возможными негативными последствиями снятия запрета на приватизацию земель сельхозназначения. А именно: безвозмездный характер отчуждения может привести в дальнейшем к спекуляции землями данной категории, нерациональному их распределению, ущемлению интересов мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, а также существенному снижению возможных поступлений денежных средств в бюджеты муниципальных образований вследствие прекращения арендной платы.
Указанные главы районов полагают, разрешение приватизации земель сельскохозяйственного назначения преждевременным и считают целесообразным отложить срок начала приватизации до 1 января 2052 года.
Кроме того, практически все респонденты считают необходимым доработать и внести поправки в положения Закона в части ужесточения требований к лицам (как физическим, так и юридическим), претендующим на получение на безвозмездной основе земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, а также предусмотреть гарантии последующего целевого использования отчуждаемых земель.
Также поступило предложение предусмотреть положениями Закона для развития крестьянских (фермерских) хозяйств внеконкурсное предоставление участков на праве аренды, площадь которых составляет не более 30% от используемой ими на момент подачи заявления.
|