Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ Виктор Кидяев выступил на Общем собрании ОКМО с докладом «О новом этапе развития местного самоуправления в России».
В начале выступления он особо подчеркнул, что, начиная с этого года, система публичной власти в России перешла на новые методы работы в соответствии с майским Указом Президента. По словам Виктора Кидяева, в связи с реализацией Указа и разработанных в соответствии с ним нацпроектов, на современном этапе требуется обновление мотиваций и в целом управленческих подходов. «Не побоюсь сказать, что у местного самоуправления начинается новый этап развития». Далее президент Конгресса перечислил основные вызовы сегодняшнего дня, стоящие перед Конгрессом задачи и главные направления работы на ближайшую перспективу. В их числе Виктор Кидяев, в частности, назвал:
– продолжение работы по направлению «Цифровой муниципалитет». Виктор Кидяев напомнил основные направления работы по цифровизации МСУ межрегиональной рабочей группы по цифровизации местного самоуправления. В ее состав вошли главы тех субъектов Российской Федерации, которые участвуют в проекте ОКМО по цифровизации МСУ. Эта рабочая группа будет определять функциональные задачи и стратегические направления цифровизации и также станет органом обратной связи между Конгрессом, регионами и муниципалитетами, «чтобы цифровой муниципалитет можно было настраивать как под текущие, так и под стратегические задачи развития территорий». При этом Виктор Кидяев подчеркнул, что конечный продукт проекта не может быть коммерческим: «В этом проекте, как и во всех других, Конгресс работает на государственные интересы, на повышение качества муниципального управления».
– продолжается работа по направлению «Инвентаризация полномочий МСУ». Виктор Кидяев напомнил, что в этой части Конгресс собрал 420 предложений из муниципалитетов всех субъектов федерации. Эти предложения уже отработаны с пилотными регионами. Президент Конгресса в своем докладе обобщил полученные предложения по группам:
– обеспечить методологическую базу реализации полномочий;
– уточнить размытые формулировки, такие как «создание» или «обеспечение благоприятных условий», «участие», «содействие» и т.д.;
– усовершенствовать механизмы финансового обеспечения полномочий;
– разграничить отдельные полномочия между органами государственной власти и органами МСУ.
«Коллеги из регионов, как и многие представители МСУ, отмечали, что местные власти, с одной стороны, наделены полномочиями государственной природы: это мобилизационная подготовка, деятельность аварийно-спасательных служб и т.д. С другой стороны, в составе вопросов местного значения не хватает полномочий, которые можно эффективно исполнить на местном уровне, например, социальная помощь населению. Есть права органов местного самоуправления. Но если бюджет дотационный, то свои права муниципальное образование реализовать не может» – заявил Виктор Кидяев. По его словам, Конгресс обобщил предложения по совершенствованию законодатсльства о МСУ и в настоящее время вместе с Минэкономразвития России рассылает их по субъектам РФ для сбора замечаний и предложений.
Виктор Кидяев в своем докладе дал оценку состояния финансов местного самоуправления. По его словам, на 1 января 2018 г. общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 18,8 млрд. рублей. Он предложил внимательно посмотреть, что стоит «за этим якобы профицитом». Ситуация, по мнению Виктора Кидяева, далеко не столь радужная, как видится на первый взгляд: «Первое – обложение земельным налогом по кадастровой стоимости. Эти деньги поступили в начале декабря, и муниципалитеты просто не успели их потратить в текущем финансовом году. Плюс трансферты на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Более половины всех доходов местных бюджетов получили городские округа – 2,131 трлн. рублей. А малые города, то есть городские поселения, завершили прошлый год с минусом по доходам на 7,5%. Их доходы составили всего 154,4 млрд. рублей. В сельских поселениях доходы были 208,5 млрд. рублей – здесь мы видим рост к прошлому году на 3,6. И нас очень беспокоит, что у муниципалитетов растут долги. Но мы по-прежнему не знаем, сколько местным бюджетам нужно денег на исполнение полномочий. Нужны критерии в виде модельных местных бюджетов для каждого вида муниципалитетов».
Лидер Конгресса в очередной раз заявил о необходимости проработать государственную стратегию развития МСУ. Этот вопрос отмечен в утвержденной муниципальным сообществом Резолюции Съезда ОКМО по нацпроектам 7-8 февраля 2019 года.
В стратегии, по мнению Виктора Кидяева, необходимо отразить цели и задачи развития местного самоуправления и муниципального управления. Также необходимо предусмотреть создание таких важных механизмов, как:
– межмуниципальное хозяйственное сотрудничество;
– развитие городских агломераций;
– автоматизация типовых управленческих процедур на основании муниципальной статистики;
– непрерывная система подготовки современных управленческих кадров для местного самоуправления.
Виктор Кидяев подробно рассказал об участии Конгресса в совершенствовании законодательства о местном самоуправлении во взаимодействии с Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам МСУ и с учетом предложений членов Конгресса.
В своем докладе президент ОКМО сообщил важнейшую для муниципального сообщества новость: группа депутатов Госдумы разработала проект поправок в 184-й Федеральный закон, наделяющих региональные советы муниципальных образований правом законодательной инициативы на уровне субъектов РФ.
Данный законопроект, одним из авторов которого является Виктор Кидяев. предлагает отнести к полномочиям глав регионов заслушивание ежегодных докладов СМО субъекта РФ о состоянии местного самоуправления в данном субъекте федерации. Параллельно предлагается дополнить статью 66 ФЗ №131 новым пунктом о том, что совет муниципальных образований представляет главе региона ежегодный доклад о состоянии МСУ, а порядок представления такого доклада утверждается законом субъекта РФ. В статье 67 ФЗ №131 предлагается закрепить за Единым общероссийским объединением муниципальных образований функцию представления ежегодного доклада Правительству России.
Виктор Кидяев особо подчеркнул, что законопроект разработан в т.ч. с учетом предложений, полученных в результате стратегической сессии для СМО на Съезде ОКМО 7 февраля этого года. Документ уже получил предварительное одобрение Минюста России и в ближайшее время будет внесен в Госдуму России.
В числе других важнейших законопроектов, над которыми идет кропотливая работа, президент ОКМО, в частности, назвал:
– принятый в первом чтении законопроект об оптимизации основ территориальной организации МСУ (о муниципальных округах). Как сказал в своем докладе Виктор Кидяев, есть большие вопросы, связанные с практикой укрупнения муниципальных образований путем их слияния в городские округа. «Такие городские округа нередко являются, по сути, сельскими территориями, в лучшем случае сельско-городскими. И нередко на этих территориях возникают проблемы с оказанием услуг населению в сфере здравоохранения, образования, транспорта, нотариата и т.д. Поселения ликвидировали, а городскую инфраструктуру не создали», – охарактеризовал ситуацию президент ОКМО. Введение ФЗ №131 нового (восьмого) типа муниципального образования – муниципального округа – поможет решить эти проблемы. При этом Виктор Кидяев, как один из соавторов законопроекта, обратил внимание на то, что одновременно законопроект предлагает закрепить следующие критерии для создания городских округов: «Если на городской территории поселения проживает не менее 2/3 от общего числа жителей, то данный муниципальный район может быть преобразован в городской округ. Если же нет, то преобразовывать можно только в муниципальный округ. Мы также предлагаем установить запрет на упразднение МСУ в тех сельских поселениях, где проживает более 5000 жителей». Он подчеркнул, что «законопроект не предусматривает автоматического преобразования всех районов. Преобразование возможно только на основании регионального закона с учетом мнения населения, выраженного представительными органами поселений, входящими в состав района».
Президент ОКМО сообщил, что предлагается установить переходный период до 1 января 2025 года, и что во втором чтении документ будет рассмотрен во время весенней сессии. Он призвал представителей регионов присылать предложения и замечания к законопроекту можно представить до 17 апреля включительно;
– также принятый в первом чтении законопроект, направленный на обеспечение населения нотариальными услугами. Документ касается отдаленных и малонаселенных сельских поселений, а также населенных пунктов в составе вновь образованных городских округов. Законопроект предлагает наделить главу администрации поселения полномочиями по совершению нотариальных действий на территории поселения, а главу муниципального района уполномочить на нотариальное обеспечение межселенной территории. «Для отдаленных населенных пунктов вновь образованных городских округов нотариальные действия сможет исполнять специально уполномоченное должностное лицо местной администрации городского округа», – сообщил Виктор Кидяев;
– законопроект об упрощении порядка предоставления декларации о доходах и имуществе депутатами сельских поселений, работающими на неосвобожденной основе. Авторы документа, среди которых Виктор Кидяев, предлагают отменить для указанных сельских депутатов обязанность предоставлять декларации в тех случаях, если в отчетном году ими не приобретались недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и акции. В этих случаях декларацию заменит соответствующее уведомление на имя главы региона. «Если же сделки совершались или депутаты работают на освобожденной основе, но декларация оформлена с ошибками, предлагается ввести альтернативные меры наказания: предупреждение и освобождение от должности, замещаемой на освобожденной основе, но с сохранением депутатского мандата. Лишение полномочий депутата должно стать крайней мерой», – подчеркнул Виктор Кидяев;
– законопроект, наделяющий муниципальные телеканалы статусом обязательных общедоступных телеканалов (принят в первом чтении 4 апреля), «будет способствовать развитию информационной политики на местах» и позволит сохранить муниципальные СМИ при переводе на цифровое вещание;
– недавно внесенный в Госдуму законопроект, уточняющий порядок официального опубликования муниципальных правовых актов. При отсутствии у муниципалитета своего интернет-сайта акт может быть размещен на официальном сайте соответствующего района или городского округа с внутригородским делением. Также авторы закона, в числе которых Виктор Кидяев, предлагают убрать существующую уточняющую норму о том, что сетевая публикация возможна только в отношении объемных графических и табличных приложений к муниципальному правовому акту. При этом Виктор Кидяев подчеркнул, что и после принятия данного проекта периодическое печатное издание и (или) сетевое издание, в котором впервые опубликован муниципальный акт, должно быть указано в уставе муниципального образования. Президент ОКМО обратил внимание на то, что сбор отзывов, замечаний и предложений по данному законопроекту будет идти до середины мая.
В завершение своего доклада президент Конгресса призвал муниципалитеты и региональные СМО максимально активно участвовать в очередном Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика». «Сегодня первые места занимают те, кто проявляет инициативу. Лучшие муниципальные практики – как раз про это: не про исполнительскую дисциплину, а про поиск новых ресурсов и реализацию новых подходов», – сказал Виктор Кидяев. Также он особо отметил, что работа над всеми перечисленными им инициативами и проектами ведется по предложениям, прозвучавшим на февральском Съезде ОКМО «Участие местного самоуправления в реализации нацпроектов». «Все, о чем мы с вами говорили на съезде, сегодня претворяется в жизнь», – сказал Виктор Кидяев.