Земельные отношения, как особая сфера экономических отношений общества, возникающих между людьми, в распоряжении, владении и пользовании землей, характеризуются неуклонным ростом числа собственников, увеличением количества участников и расширением круга правовых действий, совершаемых с земельными участками. Земля рассматривается как объект недвижимости и одновременно как природный ресурс, как объект хозяйствования, в ряде случаев как основное средство производства.
Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление) с весны 2012 года работает над активизацией муниципального земельного контроля (далее – МЗК). С целью пополнения бюджетов муниципальных образований путем поступления земельного налога, арендных платежей на территории Курганской области, а также реализации своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специалисты, осуществляющие функции МЗК, проводят проверки соблюдения земельного законодательства, в результате которых устанавливают наличие или отсутствие нарушений в указанной сфере.
На текущий момент Управлением заключено с муниципальными образованиями 287 соглашений о взаимодействии и оказании методической помощи при осуществлении МЗК.
В настоящее время в Курганской области назначено 75 уполномоченных лиц, осуществляющих МЗК (в 2016 г. – 81, 2015 г. – 89, 2014 г. – 140, 2013 г. – 137, 2012 г. – 89). По итогам восьми месяцев 2017 года органами муниципального земельного контроля в Управление представлено 768 материалов о нарушениях земельного законодательства (131,5% к АППГ), по этим материалам привлечено к административной ответственности, либо объявлено устное замечание – 162 лицам (80,2% к АППГ), наложено административных штрафов на сумму 755 тыс. рублей (108,5% к АППГ), взыскано 617,45 тыс. рублей (129,7% к АППГ).
По мнению Управления с высокой нагрузкой работают специалисты муниципального земельного контроля в Макушинском, Половинском, Варгашинском, Каргапольском, Мишкинском районах. Положительная динамика наблюдается в городе Кургане, Кетовском, Куртамышском, Далматовском, Катайском, Шатровском и Петуховском районах. Несомненно, основная заслуга в налаживании работы по данному направлению принадлежит специалистам Управления.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что в ряде районов Курганской области имеются проблемы организации осуществления контрольно-надзорных полномочий, специалисты муниципального земельного контроля которых работают в недостаточных объемах для получения положительных результатов. Территориальные отделы проделали большую работу по информированию органов местного самоуправления о порядке осуществления контрольных функций через средства массовой информации и при проведении рабочих встреч. Но, не смотря на это, многие муниципальные образования так и не начали работать с достаточной нагрузкой.
Как показала практика Варгашинского района, самой оптимальной схемой организации МЗК в настоящее время является передача полномочий по осуществлению контрольных функций из сельских муниципальных образований – в администрации районов. В этом случае МЗК финансируется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов сельских поселений в бюджет района на основании соглашений между органами местного самоуправления поселений района и администрацией района о передаче части полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Это позволяет районным администрациям принимать в свой штат сотрудников, основной обязанностью которых является проведение проверок на территории всего района. Данная практика доводится сотрудниками Управления до глав муниципальных образований при проведении рабочих встреч и совместных совещаний. Кроме того, такая схема реализации полномочий в сфере МЗК повышает эффективность работы специалистов органов местного самоуправления.
В соответствии с распоряжением Росреестра от 13 февраля 2017 г. №Р/0024 «Об оценке эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росреестра» введен показатель, отражающий эффективность взаимодействия ТО Росреестра с органами муниципального земельного контроля. В августе 2017 года такой показатель равен коэффициенту 14,23.
На основании вышеизложенного считаем, что в Курганской области работа органов местного самоуправления по МЗК развивается, наблюдается положительная динамика. Но процесс по области происходит неравномерно, а нивелирование показателей путем повышения данных отстающих – резерв в развитии МЗК.