Пятница, 27 Декабря 2024, 10:33:24
Ассоциация «Совет муниципальных образований Курганской области»
Главная Новости Ассоциации Новости МО Устав Ассоциации Структура Ассоциации Члены Ассоциации Галерея почета Правовая страничка Издания ОКМО Контакты

Меню
Поиск
Календарь
«  апреля 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 Новости Ассоциации

15:18:04
Росреестр: вопрос-ответ

Отвечает помощник руководителя Управления Росреестра по Курганской области Н.В. Ананьева:

1. Какие документы нужны для регистрации пристроя к дому?

В соответствии с положениями ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство является основным документом, дающим застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

Таким образом, в качестве оснований для государственной регистрации прав на дом после его реконструкции являются: разрешение на ввод дома в эксплуатацию после его реконструкции и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Кроме того, для осуществления государственного кадастрового учета на объект недвижимости помимо документов, указанных в п. 10 статьи 40 Закона о регистрации, требуется также и технический план объекта.

2. Нужен ли кадастровый паспорт земельного участка для регистрации права собственности на него?

Кадастровый паспорт земельного участка не является документом, обязательным для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В соответствии Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) кадастровый паспорт объекта недвижимости не входит в перечень документов, необходимых для регистрации прав, а также Законом о регистрации не предусмотрена обязанность заявителя по его представлению. При осуществлении государственной регистрации прав государственный регистратор располагает сведениями государственного кадастра недвижимости, поэтому в представлении заявителем сведений о характеристиках объекта в виде кадастрового паспорта нет необходимости.

При этом необходимо отметить, что регистрация права может быть осуществлена только в отношении объекта недвижимости, сведения о котором внесены в кадастр недвижимости. Иными словами, если объект не поставлен на государственный кадастровый учет, в государственной регистрации права будет отказано.

3. На какие земельные участки можно зарегистрировать право собственности в рамках закона о «дачной амнистии»?

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в рамках «дачной амнистии» можно оформить право собственности на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до 30 октября 2001 г., для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

При этом земельный участок может быть предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, или в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем право гражданина на земельный участок, вообще не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. Такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Федеральным законом не могут предоставляться в частную собственность.

Отвечает начальник межмуниципального отдела по городу Кургану и Половинскому району Ляхова О.В.:

1. Какие документы необходимы для осуществления государственной регистрации прав на здания или сооружения, созданные на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

В силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), согласно части 10 статьи 40 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

– технического плана таких объектов недвижимости;
– и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута. Статьей 24 Закона №218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с частью 11 которой, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка.

Формы и требования к подготовке технического плана здания, а также декларации об объекте недвижимости, подготавливаемых с 1 января 2017 г., утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. №953.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом №218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом №218-ФЗ порядке.

В силу частей 4, 14, 15 статьи 18 Закона №218-ФЗ в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагается документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель).

Согласно статье 17 Закона №218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании подпункта 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества уплачивается в размере 350 рублей.

2. Подлежит ли нотариальному удостоверению договор, по которому объект недвижимости приобретается в долевую собственность?

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена (аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 163 ГК). Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (пункт 3 статьи 163 ГК).

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №172-ФЗ) внесены изменения в Закон о регистрации, в соответствии с которыми:

– сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (пункт 1 статьи 24 Закона о регистрации), за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда (пункт 4 статьи 24 Закона о регистрации);
– сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (пункт 2 статьи 30 Закона о регистрации).

В соответствии со статьей 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения.

Доля в праве собственности – это имущественное право, она определяется в праве общей собственности, но не в самой недвижимой вещи. Имущественные права являются самостоятельным (отличным от недвижимого имущества) видом объектов гражданских прав.

Согласно статье 244 ГК:

– имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности;

– общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части (статья 133 ГК). Выдел доли в натуре невозможен, если он не допускается законом или влечет несоразмерный ущерб имуществу (статья 252 ГК).

Единоличный собственник неделимой вещи распоряжается самой вещью.

Соответственно, при отчуждении продавцом всего принадлежащего ему объекта недвижимости (в целом) в собственность нескольким покупателям такой договор купли-продажи не подлежит нотариальному удостоверению (если не осуществляется отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным), поскольку осуществляется распоряжение объектом недвижимости, а не долей в праве общей собственности на него.

При этом, как представляется, возможна ситуация, когда по договору купли-продажи объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность супругов, соответственно, такой договор можно рассматривать как договор, содержащий элементы брачного договора, и требовать его заключения в нотариальной форме, если стороны в договоре указали, что данный договор заключен в том числе в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации, в частности, его статей 41, 42, в нем явно выражена воля супругов на изменение установленного законом режима совместной собственности, определен порядок пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, и его раздела в случае расторжения брака.

3. Имеют ли юридическую силу свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные до 15 июля 2016 года, или нужно менять их на выписку из ЕГРП? Как право собственности будет подтверждаться после отмены свидетельств о регистрации прав?

С 15 июля 2016 года прекращается выдача (а также замена) свидетельств о государственной регистрации прав. С этого момента регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Свидетельства, которые были выданы до 15 июля 2016 года, действовать не перестанут и менять их на выписки не нужно. При этом свидетельство подтверждает именно факт регистрации права собственности на дату его выдачи.

Сам факт отмены свидетельств не говорит об отмене выдачи документа, который удостоверяет регистрацию права собственности. Но если до вступления в силу изменений в законодательство заявитель мог выбрать – при регистрации права собственности получить свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП, то после 15 июля 2016 года остается только одна форма документа, которая удостоверяет регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимость.


Нина Ананьева, пресс-секретарь, помощник руководителя Управления Росреестра по Курганской области
Категория: Новости Ассоциации | Просмотров: 620 | Дата: 28 Апреля 2017
© 2024 Ассоциация «Совет муниципальных образований Курганской области»
Председатель Правления Ассоциации
Гвоздев Андрей Николаевич


Добро пожаловать на сайт!

Ассоциация «Совет муници- пальных образований Кур- ганской области» создана муниципальными образовани- ями Курганской области в целях представления и защи- ты их общих интересов, координации деятельности по развитию правовой, организа- ционной, экономической и территориальной основ мест- ного самоуправления, осу- ществления взаимодействия между муниципальными обра- зованиями, органами государ- ственной власти и иными лицами.

Основной задачей нашего интернет-ресурса является обеспечение информационной открытости и доступности Ассоциации не только для выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, но и населения области.

Надеюсь, что посещение сайта станет для вас интересным и полезным.

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт обязательна

Яндекс.Метрика