В начале августа Общероссийский Конгресс муниципальных образований проводит первое заседание Палаты городов – центров субъектов федерации. Палаты – новое образование в структуре Конгресса. Они появились вместе с комитетами полгода назад в соответствии с отредактированным Уставом. Такие изменения, по словам Президента Конгресса Виктора Кидяева, были обусловлены необходимостью более глубоко и детально изучать муниципальные проблемы.
Как известно, в России несколько типов муниципальных образований – города-центры субъектов Федерации, городские округа и поселения, внутригородские районы, муниципальные районы, сельские поселения. У каждого – своя специфика, свои полномочия и свои бюджетные возможности. Любое решение в сфере местного самоуправления можно принимать только с учетом этой специфики. Поэтому Конгресс образовал 6 палат (по типам муниципальных образований) и пригласил в них наиболее авторитетных руководителей, ученых и экспертов.
Палату городов – центров субъектов возглавил Александр Соколов, мэр Хабаровска. Он уверен, что у Палаты будет много работы. «Все мы работаем в рамках правового поля, – отметил Александр Соколов. – Зачастую практика применения законов вскрывает не только их несовершенство, но и противоречия. А это, в свою очередь, выливается в долгие судебные тяжбы и разбирательства. При этом такие разбирательства происходят во многих муниципальных образованиях по всей России, а решения судов по однотипным делам принимаются разные. То есть судебная практика зачастую различна по стране. Из-за чего это происходит? Скорее всего, из-за двойного толкования законов. На заседаниях Палаты мы будем обсуждать проблемные вопросы местного самоуправления, для решения которых будем вырабатывать всесторонне продуманные рекомендации. Считаю, что, в первую очередь, мы должны разрабатывать законодательные инициативы, которые будем представлять в Конгресс для дальнейшего рассмотрения».
При этом проблемы городов – центров субъектов, по мнению мэра Хабаровска, во многом отличаются от проблем других муниципальных образований: «В Российской Федерации центры субъектов (столицы) являются системообразующими муниципальными образованиями и несут основную функциональную нагрузку в развитии субъекта. Ведь именно здесь располагаются органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) субъекта РФ, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, дипломатические представительства и консульства иностранных государств (если таковые, конечно, имеются). В связи с этим города – центры субъектов выполняют дополнительные функции и задачи: участие в организации проведения международных и межрегиональных государственных мероприятий. Для этого требуется обеспечение необходимых дополнительных мер безопасности и правопорядка, размещения членов делегаций, предоставление зданий, сооружений.
Немаловажной функцией является создание благоприятных условий для организации и развития туризма. Как правило, административный центр является центром туризма и «транспортными воротами» всего региона. Развитие туризма и транспортной инфраструктуры субъектов Федерации способствуют углублению межрегиональных и государственных связей, что в целом способствует экономическому развитию региона. На реализацию функций административного центра субъекта требуется дополнительное финансирование, определяемое нормативными правовыми актами субъектов. Однако, как показывает практика, в разных регионах России подход субъектов Федерации к определению размеров финансовой помощи столицам субъектов сильно разнится. И это та проблема, который мы будем заниматься в первую очередь».
Среди других проблем, мешающих развитию местного самоуправления, Александр Соколов назвал несбалансированность местных бюджетов, отсутствие стимулирующей роли налоговой политики, другие вопросы финансовой направленности. «Велики выпадающие доходы местных бюджетов в связи с предоставлением льгот, принятых на федеральном уровне, – уточнил председатель Палаты. – В частности, по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В принудительном порядке происходит передача в муниципальную собственность имущества от Минобороны РФ без соответствующего финансирования. Необходимо возродить государственную программу сноса ветхого жилья, что позволит укрепить авторитет власти перед населением. Серьезной проблемой является состояние дорожной сети в городах. Два раза в жизни поддержали нас программой «Дороги России». Сколько удалось сделать, как резко изменилось настроение населения! Думаю, эту практику необходимо продолжить».
По признанию Александра Соколова, большие надежды он возлагает на деятельность Конгресса. Именно Конгресс, по его словам, может и должен стать той силой, которая будет представлять и отстаивать позицию муниципального сообщества на федеральном уровне.
Вера Голутвина, руководитель Центра по связям с общественностью и СМИ Общероссийского Конгресса муниципальных образований
|