Газета «Известия» сообщает, что до конца весенней сессии Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к 263-му федерального закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Цель законопроекта – создать единые условия работы всем общественным палатам страны. Авторы идеи уверены, что у региональных ОП должны появиться свои оргструктуры, финансирование из региональных бюджетов, кроме того, высказывается мнение, что общественные палаты должны быть не только на региональном, но и муниципальном уровнях.
Эти поправки Совет Федерации в лице спикера верхней палаты Валентины Матвиенко внес в Государственную думу, а рассматривал их комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Законопроект сводит воедино весь опыт региональных законов, касающихся общественных палат, определяет, как они формируются, кто должен утверждать и согласовывать состав, могут ли в палаты входить члены партий и избранные депутаты.
На сегодняшний день работа общественных палат субъектов федерации регулируется местным законодательством. Такая практика выявила недостатки в их деятельности: положения региональных законов существенно отличаются друг от друга. Так, в 40 субъектах есть аппараты общественных палат, т.е. специальные структуры, ответственные за обеспечение работы «общественников». В 43 субъектах деятельность ОП курируется сотрудниками органов государственной власти, например, отделом внутренней политики областной или республиканской администрации. А, например, в Новосибирской области забота о местной общественной палате вообще входит в функции сопредседателя общественной палаты.
В итоге, по мнению авторов законопроекта, происходит сращивание аппаратов исполнительных органов власти с аппаратами общественных палат. Поправки же, предусматривающие общие стандарты для всех общественных палат страны, сведут к минимуму влияние государственных органов власти на них. Сейчас они прописываются. Палаты должны иметь свои организационные структуры.
Отдельно проговаривается и финансовый вопрос. Предлагается содержать аппараты региональных ОП за счет бюджета субъекта. На местах, где такой поддержки нет, эту идею поддержали. Так, в ОП Владимирской области все работают на общественных началах. Председатель ОП этого региона Наталья Юдина уверена, что если помощники членов палаты и аппарат будут получать заработную плату, то работа палаты региона станет эффективнее.
В Общественной палате Российской Федерации обсуждали поправки с членами региональных палат, и идея ими была поддержана.
– Для нас это крайне важный законопроект. Общественные палаты в российских регионах должны быть максимально открыты для новых членов из числа местных активистов и лидеров общественного мнения, – полагает секретарь ОП РФ Александр Бречалов.
Предполагается, что общим стандартом станет способ формирования федеральной Общественной палаты. ОП РФ состоит из 168 членов. 40 из них своим указом утверждает президент, 85 представляют региональные общественные палаты, 43 выдвинуты общероссийскими общественными объединениями.
В комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предлагают пойти еще дальше и прописать в федеральном законе порядок формирования муниципальных общественных палат.
– В большей части региональных законов, регулирующих деятельность общественных палат, не упоминается уровень местного самоуправления, а это очень важно для развития институтов непосредственной демократии, расширения форм взаимодействия граждан и органов власти всех уровней, – отмечает председатель комитета Виктор Кидяев.
Муниципальные общественные палаты есть в нескольких регионах. Депутат Кидяев предлагает прописать в законе возможности формирования ОП на муниципальном уровне по всей стране.
Вера Голутвина, руководитель Центра по связям с общественностью и СМИ Общероссийского Конгресса муниципальных образований
|