На заседании районного Совета по развитию образования рассмотрено несколько вопросов, главными из которых стали отчет о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Казаркинской СОШ и вопрос об оптимизации сети образовательных учреждений в 2015 году.
Директор Казаркинской школы Ирина Косухина рассказала об опыте работы школы по переходу на новые образовательные стандарты, развитии системы поддержки одаренных детей и самостоятельности школы, об изменении школьной инфраструктуры, сохранении и укреплении здоровья школьников и совершенствовании учительского корпуса. Эти направления и составляют суть глубоких качественных изменений в образовании по замыслу руководства страны. В Казаркино и Обутках (филиал школы) ведется серьезная работа по выполнению инициативы. Так школа укомплектована кадрами, дети осваивают образовательные программы и успешно сдают экзамены; учителя начальных классов уже сегодня работают по федеральным госстандартам нового поколения. Активно педагоги работают с талантливой молодежью – ребята регулярно участвуют во множестве районных и региональных мероприятий и конкурсов, занимая призовые места. Все школьники охвачены горячим питанием. Отремонтированный осенью 2014 года спортзал всегда полон ребят, занимающихся в спортивных секциях. Летом большая часть детей отдыхает в лагере дневного пребывания.
Ирина Александровна не скрывала и трудностей, причина которых, как правило, заключается в недостаточном финансировании и устаревшей материально-технической базе школы. Кроме этого, несмотря на полный комплект учителей, только половина из них имеют высшее образование и только один – высшую категорию. Среди всего педагогического состава школы лишь один молодой специалист. Высокая загруженность и большой объем документооборота также не способствуют повышению качества непосредственной работы педагогов.
Вопрос оптимизации школ района тесно связан с проблемами, о которых рассказывала директор школы. Ни для кого не секрет, что население района снижается, особенно в сельской местности, а значит, становится меньше детей. Тенденции оттока молодежи и снижения количества учителей сегодня ставят область в ситуацию, когда содержать все школы в сельской местности будет просто не по карману. Руководство Зауралья намерено найти некую золотую середину: «Там, где школа жизнеспособна, будут приниматься дополнительные меры по стимулированию молодых учителей. Там, где нежизнеспособна, принимать сложное, но необходимое решение по закрытию», – говорил в мае прошлого года первый заместитель Губернатора области Сергей Путмин.
С этим утверждением можно спорить, так как, по мнению многих земляков, школа – это зачастую единственное, что держит село на плаву. «Нет школы – нет и деревни», – популярная фраза среди сельчан района. С другой стороны, в упомянутой Казаркинской СОШ средняя наполняемость классов 7 человек (рекомендуемая для сельской местности – 12), а значит, бюджет несет неэффективные расходы, что недопустимо в условиях нынешнего экономического кризиса.
Компромиссом в данном случае может стать уже имевшая в Макушинском районе место практика реструктуризации школ. В этом случае крупное образовательное учреждение становится базой для основной школы, где обучают детей до 9 класса и организуют подвоз школьников из малых населенных пунктов.
Владимир Брюхов, пресс-секретарь Главы Макушинского района
|